Правительство начало запасаться военной техникой "про запас" еще во времена существования Советского Союза. опыт Великой Отечественной войны научил одному простому правилу:"лучше иметь и не иметь, чем нуждаться и не иметь". Различная военная техника отправлялась на консервацию или длительное хранение в огромных количествах. Но сначала разберемся, что же это за "консервация"?
Консервацией принято считать работы и процедуры, направленные на сохранение оборудования от неблагоприятного воздействия окружающей среды, коррозии, окисления и гниения всей машины как таковой, а также отдельных ее компонентов. Кузов, элементы подвески, трансмиссия и двигатель покрыты консервантами, маслами, смазочными материалами – все делается для того, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии.
Оборудование регулярно осматривается, проверяется его техническое состояние, устраняются выявленные неисправности, устраиваются небольшие пробеги оборудования, чтобы оно не простаивало. Все эти запасы военной техники создавались с единственной целью-возможностью быстрого развертывания и мобилизации войск в случае вооруженного конфликта, в дополнение к существующим подразделениям.
Оборудование, находящееся на консервации, делится на четыре категории, и эти категории хранения существенно отличаются друг от друга.
Первая категория хранения-это оборудование, хранящееся в помещениях (ангарах, складах) с контролируемой температурой и влажностью.такие склады могут располагаться не только на поверхности, но и под землей или даже в скальных массивах. На склад первой категории, как правило, попадает достаточно сложное оборудование, чувствительное к условиям содержания: зенитные комплексы, вертолеты, самолеты и другое высокотехнологичное вооружение.
Вторая категория хранилищ-это закрытые отапливаемые помещения, но без возможности поддержания микроклимата. Сюда относится оборудование, которое не нуждается в поддержании определенной влажности во время консервации, но жаль делать это в открытом грунте. На этих складах хранятся бронетранспортеры, БМП, танки и гусеничные вездеходы.
Третья категория хранения обеспечивает только защиту от прямых солнечных лучей и осадков, то есть оборудование размещается на улице под навесом или накрывается брезентом. Таким образом, они хранят автомобили, которые были выпущены в большом количестве-военные УАЗы, Уралы, КамАЗы, даже старые КрАЗы и ГАЗ-69 все еще можно найти на длинной стоянке.
А четвертая категория не предполагает никакой защиты, кроме нанесения защитных составов на узлы и детали машин. Оборудование хранится на открытых огороженных площадках, а самое старое, или уже списанное, не подлежащее восстановлению, отправляется на такое хранение. Они просто сваливают его в кучу, без особого порядка-и там он доживает свои последние дни. С помощью таких машин они разбирают все, что еще может пригодиться, просто ставя его на запасные части.