МТ-ЛБ, «мотолыга» Обзор. Бронированный артиллерийский тягач и его модификации
МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6», «мотолыга» ) — советская и болгарская боевая машина, многоцелевой плавающий бронетранспортёр (БТР)
Многоцелевой транспортёр создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-40, БТР-152, БТР-50, БТР-60
Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-Л и МТ-ЛБ принят на вооружение ВС Союза ССР в 1964 году постановлением Совета Министров СССР № 1030—401, выпускался на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе.
МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. В настоящее время в России МТ-ЛБ производится на ОАО «Муромтепловоз», Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.
МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада Союза ССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве.
В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
В настоящее время на рынке востребованы различные модификации гражданских снегоболотоходов на базе МТЛБ, например ряд моделей, производимых Иркутским заводом гусеничной техники. Данный завод находится в реестре производителей промышленной продукции МИНПРОМТОРГ России, при этом является одним из немногих производителей, чья продукция, входит в Реестр промышленной продукции произведенной на территории РФ (ссылка). Также вездеходы на базе демилитаризованного МТЛБ под собственным названием МСГ с выдачей нового паспорта самоходной машины (ПСМ) выпускает производственная компания Гиртек, изготавливая вездеход с «нуля» либо выполняя его глубокую модернизацию и адаптацию под различные задачи.
В Уральском федеральном округе освоен выпуск гражданских модификаций гусеничных вездеходов на базе МТЛБ на предприятии Уральский завод гусеничных тягачей. Различные модификации гусеничных вездеходов УЗГТ и ТГМ-2 находят применение в народном хозяйстве обеспечивая произведение работ в условиях бездорожья.
МТ-ЛБ имеет в войсках прозвища «мотолыга» («маталыга»), «мотолаба», «эмтээлбэшка».
После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины.
На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.