Общественники возьмут ремонт дорог под личный контроль
Общественники решили взять под личный контроль процесс ремонта дорог. Активисты сегодня рассказали, что стали собирать факты и обнародовать их, чтобы заставить подрядчиков исправлять свои ошибки. Активисты отмечают, что часто работники делают текущий ремонт вместо капитального и показывают лишь видимость улучшений.
ЛЮДМИЛА ПЕТРОВА, директор ОО "Ангел":
– По документам числится щебень наиболее высокого качества, происходит подмена. По документам все нормально. Сертификат качества был, но руками можно было их поломать. Была сделана экспертиза, и подрядчик поменял.
Причинами некачественного ремонта дорог общественники называют низкую квалификацию работников, халатность и коррупцию, когда вместо закупа дорогих материалов покупают дешевые аналоги, хотя по документам все правильно. Они считают, что для борьбы с этим нужно прописывать в договоре требование гарантии для текущего и капитального ремонта. И что дефекты подрядчики должны устранить за свой счет. Но многие объявляют себя банкротами. Поэтому приходится заново выделять деньги на устранение проблем, жалуются общественники. Они считают, что нужен трехсторонний диалог: заказчик, подрядчик и общественность. В этом году на развитие дорог общего пользования выделено почти 700 миллиардов тенге. Из них на дороги республиканского значения около 400 миллиардов, а на местного значения – 300. Построено 12 тысяч километров дорог республиканских и столько же осталось.
АРМАН КАЙЫРБЕКОВ, директор департамента "Национального центра дорожных активов" Комитета автомобильных дорог:
– В первую очередь, качество дорог проверяет лаборатория подрядчика. После этого лаборатория технадзора, который получает аттестации. «Казавтожол», центр качества и ГАСК проверяет. После реконструкции мы в течение пяти лет не должны проводить ремонт. Если мы делаем ремонт, то это заказчики сами должны сделать.
Гарантия действует три года. Если за это время подрядчик повторно делает ремонт – за свой счет устраняет дефекты, отметили в ведомстве. Запланированные 13 км дорог планируют отремонтировать в следующем году. В ведомстве ответили, что теперь материалы перед закупом будет проверять технадзор. В среднем на километр широкополосной трассы страна тратит от 350 до 600 млн. тенге. Контроль ремонта осуществляют пять служб. В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития отметили, что недовольны работой службы технического надзора.
ЖАМБЫЛ БАКТИЯР, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК:
– Нами в 2020 году были направлены письма в ГАСК, и они наложили штрафы в 33 млн. тенге и отозваны 12 аттестатов у инженеров. В текущем году также направляем письма. Если выявляются нарушения, то направляются протокола, письма подрядчикам.