Юристы нашли способ решить проблему ремонта импортных автомобилей по гарантии
-
Некоммерческая организация «Союз потребителей РФ» предложила иностранным автоконцернам способ решения проблемы с гарантийным ремонтом — выкупить машины обратно у потребителей по рыночной цене на текущий момент. Предложение содержится в письме, направленном Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пишет газета «Известия».
В «Союзе потребителей» отмечают, что из-за санкций гарантийный ремонт автомобилей европейских, американских и японских марок россиянам во многих случаях стал недоступен, поскольку завоз запчастей в РФ официальными представительствами концернов приостановлен (в некоторых случаях по объективной причине — из-за разрыва логистических цепочек).
Юристы организации напоминают, что по закону «О защите прав потребителей» производитель обязан обеспечить покупателю возможность использовать товар в течение всего срока службы. Для этого изготовитель предоставляет ремонт, техобслуживание плюс запчасти для продукции. Если не установили срок службы, то это требование действует на протяжении 10 лет со дня продажи товара.
Если поставка запчастей для ремонта и техобслуживания стали затруднительными, то не должно быть серьезных препятствий для того, чтобы компенсировать стоимость товаров ненадлежащего качества, считают в «Союзе потребителей», причем при таком подходе следует использовать ту цену, которая актуальна на момент возврата авто: производители должны направить средства дилерам, которые сделают выплату покупателям.
Лидерами антирейтинга по невыполнению гарантийного ремонта в России сегодня являются три иностранных автопроизводителя — Renault, Mercedes-Benz и Volkswagen. Такие данные содержатся в исследовании фонда «Политех» — они собраны на основе опроса 11 дилерских групп и 80 предприятий.
Роспотребнадзор подтвердил право покупателей требовать возврата средств за товар, если гарантийный ремонт невозможно провести в установленные сроки. Однако в ведомстве отметили, что если людям важны именно ремонт и замена неисправной техники на новую, то необходимо пользоваться каналами параллельного импорта для завоза запчастей.
В Российской ассоциации автодилеров (РоАД) также прокомментировали предложение Союза потребителей РФ: механизм для получения денежной компенсации, а также условия, на которых ее следует вводить, не ясны, в сложившейся ситуации как вынужденная мера был легализован параллельный импорт. РоАД ведет диалог с регуляторами по расширению перечня продукции для такого ввоза, чтобы максимально охватить требуемые запчасти. Стоит учитывать, что налаживание логистических цепочек тоже займет время.
Союз потребителей РФ работает с декабря 1990 года. На сегодняшний день он объединяет более ста республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных организаций — большинство всех реально занимающихся в России защитой прав потребителей.