АПНП-1 "РЫСЬ" Артиллерийский передвижной наблюдательный пункт

АТ-П («артиллерийский тягач полубронированный») — советский лёгкий полубронированный гусеничный артиллерийский тягач периода 1950 — 60-х годов.

Был разработан в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) в 1951 — 1952 годах и предназначался на роль лёгкого быстроходного тягача переднего края, подобного довоенному Т-20 «Комсомолец». Серийное производство АТ-П осуществлялось ММЗ с 1954 по 1962 год, также на его базе был создан ряд специализированных боевых машин (Артиллерийский подвижной наблюдательный пункт — АПНП-1, АПНП-2)[1]

АТ-П активно применялся ВС СССР в 1950-х—1960-х годах, в основном для буксировки 85-мм противотанковой пушки, 100-мм полевой и противотанковой пушек, орудий дивизионной артиллерии, 57-мм зенитной пушки и 160-мм миномёта[2].

Официально АТ-П был снят с вооружения ВС России лишь в 1998 году. В отличие от большинства советской бронетехники подобного класса, сведения о поставках АТ-П другим странам неизвестны, по имеющимся данным, по состоянию на 1976 год тягач состоял лишь на вооружении Советской армии[3].

Содержание
1 История создания и производства
2 Конструкция
2.1 Вооружение
2.2 Двигатель и трансмиссия
2.3 Ходовая часть
3 Эксплуатация
4 Где можно увидеть
5 Примечания
6 Литература
История создания и производства
Великая Отечественная война дала подтверждение тому, что для буксировки противотанковых, дивизионных, малокалиберных зенитных орудий и крупнокалиберных миномётов, действующих на передовой под огнём, нужен небольшой полубронированный быстроходный гусеничный тягач с пулемётом, подобный выпускавшемуся до июля 1941 года «Комсомольцу». Но он должен быть более надежный, подвижный, с бронезащитой не только экипажа, но и расчета орудия. Он не должен уступать в маневренности танкам и самоходным артиллерийским установкам, которым должны противостоять противотанковые орудия. Такой полубронированный 4-х катковый тягач для противотанковой артиллерии с наибольшей уязвимостью на базе танка Т-70 в 1944 году проектировало конструкторское бюро № 40 Мытищинского машиностроительного завода. Но сделать его завод не успел — в конце войны получил иное задание. К этому вернулись перед началом 50-х годов, тогда в Советскую Армию начали поступать 85 и 100-миллиметровые противотанковые, 57-ми мм зенитные пушки и 160-мм тяжелые миномёты, которые требовали тягача соответствующей мощности и подвижности. Разработку такого тягача поручили Мытищинскому машиностроительному заводу. Его главный конструктор, известный проектировщик легкой бронетехники, Н. А. Астров, сделавший и тягач «Комсомолец», отлично знал специфику использования и конструирования таких машин. Получалось, что прежняя идея «Комсомольца» сделала новый виток. Проектирование нового тягача с использованием автомобильных агрегатов начали в начале 1951 года[2].
0 комментариев