Исследуем петровские доки. Кронштадт. Николай Субботин
Петровский док — это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.
В начале XVIII века Кронштадт становится главной Российской морской базой на Балтике. Кроме того, в город приходило большое число английских и голландских кораблей. Поэтому для ремонта судов Петр Первый решил построить док.
По замыслу императора, из Финского залива по каналу корабли, требующие ремонта, проходят в док, затем шлюзы закрываются и вода самотеком спускается в бассейн, вырытый ниже по уровню. Из бассейна с помощью ветряных мельниц и конных машин вода откачивается в море. Главная идея Петра Первого состояла в том, чтобы шлюз осушался быстро, а не за 1–2 месяца, как это было в Европе.
Строительство началось в 1719 году, работы планировалось завершить за три года. На стройку в Кронштадт было привлечено более 3000 человек, в основном, это были солдаты. Из-за нехватки материалов, необходимости переносить постройки и огороды строительство затягивалось. К 1722 году, в основном, канал в Кронштадте был проложен и начались работы по укреплению его стен.
Однако, Петр Первый так и не увидел свое детище (император умер 8 февраля 1725 года). Торжественное открытие сооружения состоялось 30 июля 1752 года при младшей дочери Петра — Елизавете Петровне, которая участвовала в торжестве и лично запустила шлюзовые механизмы.
Для XVIII века это было грандиозное сооружение — Петровский док в Кронштадте имел длину 2,24 километра. В 1774 году из Шотландии была привезена паровая машина, с помощью которой вода из бассейна откачивалась всего за 9 дней! Это чудо техники прослужило 75 лет.
Сейчас Петровский док является историческим памятником и Вы можете увидеть большинство его сооружений, которые хотя и выглядят внушительно, но все они находятся в запущенном состоянии. Часть этого уникального гидротехнического сооружения служила до 2008 года! Среди достопримечательностей Кронштадта эта сохранившаяся постройка является одной из самых интересных.