БТР-90 под Авдеевкой навёл фурор в новостях. Ожесточенные споры, от всё пропало музейные экспонаты идут в бой, до всё нормально – это действительные войсковые испытания.
Я - Военный эксперт, аналитик, вирусолог, отоларинголог. да кем угодно можно сегодня себя обозвать, никто и не проверит.
Тем не менее, свои пять копеек вставить могу, поскольку частично имею отношение к теме. Образование и профессиональный опыт позволяет делать некоторые выводы.
Касательно того, почему БТР-90 оказался в действующих войсках, а не в музее, я смело могу сказать, что любые аргументы вилами по воде писаны, а вот помечу этот принятый на вооружение пепелац, вдруг оказался дорогим и в принципе ненужным для армии смею предположить.
В начале я хотел подробно рассказать, что машина стала больше, увеличилась нагрузка на сварочное и металлообрабатывающее оборудование, добавилась работа сварщикам, технологам, соответственно возможно, требовалось новое оборудование для работы с изменёнными габаритами и весом заготовок. Не просто так первый опытный образец, точнее его корпус были сварены не в Арзамасе – цитадели БТРов, а в Челябинске – родине двигателей этого монстра. Но это всё же мелочи, и новая вариация на шасси старого БТР говорит, что это не такая уж большая проблема, на фоне того, что действительно подняло стоимость машины.
Отчасти, некую долю стоимости повысили разработка новой ходовой части, способную выдержать 22 тонны веса нового БТР.
И новые элементы трансмиссии, такие как редукторы и карданные валы. Они так же должны были выдерживать больший крутящий момент. А для их производства потребовались новые штампы, новые отливки, переналадка или закупка нового оборудования для производства шестерён. Конструкторская работа и испытания тоже стоят денег.
Но это всё еще не большие затраты. Воистину большие они оказались в отношении комбинации двигатель-коробка передач.
Судя по всему, позаимствованы они у боевых машин десанта третьего/четвертого поколения. И мои скитания по интернету натолкнули меня на мысль, что машин на их базе было построено не так уж и много. Возможно даже меньше 1000 штук. Что нам об этом говорит? Что эта комбинация двигатель / трансмиссия очень дорого стоят, в виду их небольшой серии.
Ведь стоимость разработки закладывается в цену конечного продукта, и чем меньше партия, тем выше стоимость одной детали.
В сравнении с механической коробкой передач БТР и его двигателями от серийных грузовиков, цена производства моторно-трансмиссионной группы для БТР-90 оказывается баснословной.
В итоге, вроде бы хорошая задумка – повысить защищённость личного состава, упростить работу механику водителю, повысить мобильность машины, ведь трансмиссия позволяла разворачиваться по танковому и двигаться с одинаковой скоростью вперёд и назад, уткнулись как раз в эту саму стоимость трансмиссии с двигателем.
Кроме того, БТР – 90 не решал проблемы старой компоновки. Не было задней аппарели – десант по прежнему , что называется – прыгал под колёса. Погрузка и выгрузка раненых , так же не самая удобная. Как покинуть машину раненому солдату, узкие проёмы бортовых люков не способствуют этому, а сможет ли солдат вылезти через верх - отдельный вопрос.
Бонусом этим проблемам шли сложность обслуживания, меньшая доступность запчастей, повышенные требования к квалификации ремонтного персонала. Особенно это касалось гидрообъёмной трансмиссии. Всё это Привело к логичному отказу от машины.
Наличие подобных агрегатов у гусеничной техники ВДВ, так же похожих узлов на БМП-3 не являются аргументов в пользу них.
И никакие вопли ура патриотов о необходимости хорошо защищённого БТРа с автоматической трансмиссией не перекроют факт нерешённых концептуальных проблем и сложности в эксплуатации.
Сейчас мы уже видим действительно верное решение – на базе старого БТР будет построен новый бронекороб. Агрегатная база серийная, унифицированная с прежними версиями и серийными машинами, что говорит о меньшей стоимости производства. Если узлы трансмиссии и подвески будут усиливать, то они вполне себе могут быть установлены и на прежние версии БТР. Возможно с некоторой доработкой старой машины. Увы, отечественной автоматического коробки передач подходящего класса у нас не производят, хотя, кто его знает, может на первых порах появятся коробки от китайских производителей.
Что же касается курганца и бумеранга. То, почему нет курганца в серии и так понятно – посмотрите где сидит мехвод в этой машине. Там даже если встать в полный рост, впереди будет огромна слепая зона. Интуитивно понять габариты этой машины очень сложно. И это из того, что видно невооруженным взглядом.
Хотя, среди публикаций авторевю я увидел вот такую , где место мехвода уже перенесено.
Т-15 армата и бумеранг интересные как концепция более бронированной машины, но упирается в ту же проблему, что и БТР – 90. Цена. Цена уникальных узлов и агрегатов, которые если и будут стоить дешевле, то только в большой серии.